«Архитектор, создающий образ нового сооружения, должен быть не только мастером своего дела, но и философом, стоящим на уровне идеалов своей эпохи, прекрасно ориентируясь в технике сооружения и в выборе материалов... Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектурном творчестве является простота. Простота форм обязывает придавать прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы им необходимую гармонию».
А. В. Щусев, российский архитектор (1873-1949 гг.)
Алексей Викторович Щусев (26 сентября (8 октября) 1873 г., Кишинёв — 24 мая 1949 г., Москва) — русский и советский архитектор, заслуженный архитектор СССР (1930), академик АН СССР (1943). В 1891—1897 гг. Щусев учился в петербургской Академии Художеств у Л. Н. Бенуа и И. Е. Репина. Одним из первых самостоятельных заказов Щусева было проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры. Ещё одной работой над культовыми сооружениям стала реконструкция церкви Василия конца XII века в Овруче, выполненная в 1904 году. Уже после Овруча о Щусеве заговорили как об представителе неорусского стиля, для которого характерно сочетание мотивов древнерусского зодчества с тонкой и творческой стилизацией исходного прототипа. Продолжением этого направления в творчестве архитектора можно считать православный Храм Христа Спасителя в итальянском городе Сан-Ремо, который был построен по чертежам Щусева под руководством архитектора Пьетро Агости. Этот храм выдержан в стиле русских церквей XVII—XVIII вв., украшен каменной резьбой и изразцами, рядом стоит колокольня с шатровой крышей. После краткого периода неоклассицизма Щусев обратился к конструктивизму, под влиянием которого создал свои произведения второй половины 1920-х начала 1930-х годов. Это гостинично-санаторное здание в Мацесте (1927—1931), здание Наркомзема в Москве (1928—1933), здание Механического института на Большой Садовой улице (сейчас здание принадлежит Военному университету), дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке. В 1930-ые годы началась реконструкция столицы. Для её проведения в городе были организованы новые архитектурные мастерские, одну и которых возглавил А. В. Щусев. Из стен этой мастерской вышло множество проектов, охватывающих не только столицу, но и другие города страны. Во всех щусевских проектах главным было стремление создать целостный художественный ансамбль. Среди наиболее крупных проектных работ, выполненных под руководством Щусева, перепланировка Ленинградского шоссе; реконструкция Охотного ряда, площади Свердлова, площади Революции и Красной площади; реконструкция площади Тверской заставы, включавшая разборку Триумфальной арки; планировка участков берега Москвы-реки в районе Крымского моста; проект застройки Смоленской и Ростовской набережных жилыми домами, в результате частичной реализации которого появился всего один дом (Ростовская набережная, д.5); несколько жилых домов (дом артистов ГАБТ в Брюсовом переулке, дом Академии наук СССР и др.) и многие другие (см. ниже список всех проектов).
Гостиница «Москва» стала одной из первых советских гостиниц. Первоначальный её проект был выполнен архитекторами Л. Савельевым и О. Стапраном, однако их постройка, выполненная в стиле конструктивизма, не вписалась в исторически сложившуюся городскую среду. Щусева пригласили в качестве соавтора, способного спасти проект, находившийся в тот момент на стадии достройки каркасной коробки. Проблема была решена добавлением лаконичного декора в духе неоклассицизма в виде шестиэтажного восьмиколонного портика, аркад в центре главного фасада, башенок по углам здания.
В те же годы по проектам А. В. Щусева были построены Большой Москворецкий мост, советское посольство в Бухаресте, здание филиала Института марксизма-ленинизма в Тбилиси, начато строительство театр оперы и балета в Ташкенте (закончено в 1947 году). В двух последних сооружениях ярко проявилось умение архитектора учитывать в своих работах национальные традиции.
Таким образом, Щусев был одним из лучших советских архитекторов конструктивизма. Он проектировал новые архитектурные формы и этим зарождал идею деконструктивизма. Щусев своими работами показал, что в доме,как и в картине, можно воплотить свои творческие замыслы.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.